Сердце отдает детям
Ульбашева Залина, ученица 10 класса
МКОУ СОШ №1 с.п. Верхняя Балкария
Человек приходит в этот мир приносить окружающим себя людям радость, добро. А учитель - вдвойне, то есть, «сеять разумное, вечное, доброе». Он должен быть «светочем разума». В муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Мухажира Уммаева» с.п. Верхняя Балкария Черекского района Кабардино-Балкарской Республики, где я учусь, много опытных педагогов, всего себя без остатка отдающих детям. Это из-за них хочется каждый день с хорошим настроением совершать поход за знаниями в школу. Среди них я выделила бы учителя русского языка и литературы, культуры народов КБР, Карчаеву Халимат Жекерьяевну.
Халимат Жекерьяевна родилась в 1957 году в Кызыл-Кил Ошской области Киргизской ССР, когда балкарский народ был в депортации.
Переехала вместе с родителями в Верхнюю Балкарию в 1957 году, когда ей не было еще и пяти лет. Она говорит, что ясно помнит переезд. В первый класс пошла уже здесь. Успешно окончив восемь классов Верхнебалкарской восьмилетней школы, в 1967 году Халимат Жекерьяевна поступила на школьно-пионерское отделение Нальчикского педагогического училища. У нее было огромное желание во что бы то ни стало стать учителем начальных классов. Она вспоминает, что именно в этом отделении было учиться интереснее, чем в школьном, потому что оно было двухпрофильным. Если студенты школьного отделения во время педагогической практики давали уроки в сельских и городских школах, то студенты школьно-пионерского отделения помимо того, что давали уроки по различным предметам в начальных классах, еще с первого курса учились проводить отрядные и дружинные пионерские сборы. Историю пионерского и комсомольского движения преподавали только в этом отделении. В отличие от других, будущие учителя начальных классов и старшие пионервожатые летом проходили педагогическую практику в пионерских лагерях не только нашей республике, но и в Международном пионерском лагере «Артек» и во Всесоюзном лагере «Орленок».
Тогда в педагогическом училище преподавали не только уроки пения, но и уроки музыки. Студенты играли на разных инструментах и в оркестре. В различных городах Северного Кавказа, в воинских частях они давали концерты во главе с ветераном педагогического труда, неутомимой Погореловой Клавдией Петровной. Пели в хоре. Все это, несомненно, сыграло свою положительную роль, как Халимат Жекерьяевна говорит, в становлении ее как учителя и в последующей многолетней педагогической работе. А как важно для педагога быть разносторонне развитой личностью, чтобы его воспитанники не сквозь пальцы смотрели на учебу, на общественную работу, на выбор профессии… Ее ученики - известные в нашей республике и за ее пределами высококлассные специалисты своего дела. Это Хуболов Сахадин Магомедович и Хасауова Аминат Мухарбиевна - кандидаты филологических наук, Цраева Лейля Ибрагимовна и Эдреева Мариям Хаждаутовна - кандидаты экономических наук, Карчаев Харун Жекерьяевич - кандидат экономических наук, генерал-майор ФСБ России, профессор, академик Российской Академии безопасности и другие, для которых интересна не только работа, но и наука, как и ей, ученой, кандидату филологических наук…
Халимат Жекерьяевна с большой теплотой и огромной благодарностью вспоминает своих преподавателей из Нальчикского педагогического училища, труд которых сделал ее такой, какая она есть сегодня. Это учитель русского языка и литературы, классный руководитель Мокаева Анна Ивановна, завуч педучилища, учитель географии Мокаев Аллахберди Зулкарниевич, учитель истории Кешокова Хамсина Пшемаховна, учитель математики Биттирова Азинат Томушаевна, учитель балкарского языка и литературы Аппаева Шамкыз Юсуповна, учитель физического воспитания Текуев Мусса Махмудович.
Как говорит Халимат Жекерьяевна, в 70-е годы в университет на заочное отделение на различные педагогические специальности можно было поступить, сдав в мае вступительные экзамены. Так именно она и сделала: взяв справку из педучилища о том, что она является студенткой четвертого курса, сдала экзамены на русско-балкарское отделение историко-филологического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета в 1971 году. Поступив туда в мае, сдала государственные экзамены в педучилище и окончила его в июне этого же года. Это были незабываемые для нее годы, которые положили начало большому педагогическому пути.
1971 год, сентябрь. Молодая, неопытная учительница, студентка-заочница впервые переступила порог Среднебалкарской средней школы учителем русского языка и литературы. Ей сразу дали уроки русского языка литературы, так как она проходила курсы в институте повышения квалификации учителей, дающих право преподавания этих уроков в 5-9 классах. В1971 году наша республика переходила на новые программы обучения детей в национальной школе. Все школы занимались по учебникам для русских школ. Она и начала работать по такой программе.
Первыми учениками ее были: Хозаевы Маржанат и Роза, Гадиевы Зухра, Фаризат и Роза, Эндреев Хаждаут, Бозаев Адиль, Гузоева Фатима и другие. Сегодня они сами уже бабушки и дедушки. Но связь со своей классной руководительницей поддерживают всегда.
Много выпусков было у Халимат Жекерьяевны. И каждый выпуск для нее - это новый шаг на пути ее бессменной профессии. Каждый новый ребенок в ней видит не только учителя, но и старшего советчика, могущего заменить ему самого дорогого для него человека - мать.
Жизнь идет, многое меняется и в образовании. За сорок с лишним лет педагогической деятельности она пережила много перемен и реформ. Но самое главное для нее - это ребенок со всеми его недостатками и проблемами, успехами, достижениями…
Когда я спросила у Халимат Жекерьяевны, не надоела ей уже эта работа, она ответила, что желание давать урок у нее такое же, как первого сентября 1971 года. Тогда я подумала: значит, как говорится, у этого человека «есть порох в пороховницах». Она быстро замечает проблему каждого своего воспитанника. Девочка из ее класса училась хорошо, но была совсем замкнута в себе, почти не общалась со своими одноклассниками, сторонилась всех. На экскурсии не ходила, спектакли и концерты со своими сверстниками не посещала. Беседы на классных часах или личные беседы с девочкой не помогали решить волнующий педагога вопрос. Девочка была сиротой. Халимат Жекерьяевна вызвала мать ребенка. При беседе с ней выяснилось, что за двумя своими девочками мать смотрит хорошо и относится к ним одинаково.
Но что-то все-таки беспокоило очень учителя в замкнутости девочки. Причина всплыла на поверхность, когда в 6-м классе на уроке русской литературы дети писали сочинение по произведению К.Г. Паустовского «Дети подземелья». Тема сочинения называлась так: «Может ли ребенок чувствовать себя одиноким в собственной семье?» Сочинение написали все дети, и все ответили одинаково, что в семьях ко всем относятся хорошо. А эта девочка написала: «Да, может ребенок в собственной семье чувствовать себя одиноким. Я чувствую себя одинокой. И знаете почему? Потому что старшей сестре все время новые вещи покупают, а младшую - меня - одевают в ее поношенную одежду, заставляют все делать по дому младшую - меня. К старшей относятся лучше, теплее, чем к младшей». Прочитав сочинение, учительница пришла в класс, сразу же перед глазами встали эти девочки и их мать-вдова, которая травмирует свою дочь ежедневно. Халимат Жекерьявна вызвала родительницу на следующий же день и побеседовала с ней. Мать стояла на своем, что она одинаково любит своих дочерей - шестиклассницу и семиклассницу. Пришлось ей, педагогу, показать сочинение ее дочери. В глазах матери была печаль, печаль оттого, что ранила ежедневно сердце своего ребенка, что единственным методом её воспитания своих детей были наказания и упреки за самую малую детскую шалость. Вскоре девочка изменилась, стала одеваться в новую одежду и стала интересоваться всем, чем занимались ее одноклассники. Чувствовалось, что насилия и произвола над ней в семье уже не было. Сегодня девочка имеет свою собственную семью и уже стала матерью…
А сколько таких проблем приходилось решать педагогу за все годы ее работы! Когда родители спрашивают у нее, как помочь своему ребенку учиться, помимо других примеров, она часто отвечает: «Прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник». Этот пример вам и вашему ребенку обязательно поможет.
Халимат Жекерьявна, можно сказать, изнутри знает все школьные проблемы, так как ей пришлось начинать работать учителем, затем заместителем директора по воспитательной работе, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а потом 14 лет проработала директором школы.
А с 1985 по 1988 года проработала в должности председателя исполкома Верхнебалкарского сельского совета народных депутатов. Дальше работать не захотелось ей в этой должности. Уже слишком тянуло ее в школу. Она говорит, что многое познала в жизни за эти годы, и что дети ее больше привлекают, чем взрослые.
В жизни школы произошло много перемен. Школа на тот момент имела статус «Сельская школа – социокультурный центр», «школа-миллионер». И, действительно, много мероприятий здесь проводились для развития способностей детей. Это и встречи с известными людьми нашей республики, поэтами, писателями, певцами, художниками, учеными, журналистами. И каждое мероприятие запоминающееся.
Большое внимание уделяла она возрождению давно забытых карачаево-балкарских обычаев и традиций. Проводились они с приглашением большого количество гостей под коротким, но емким девизом «Знать свои корни».
Халимат Жекерьявна, работая директором школы, опиралась в своей работе на педагогический коллектив. В работе ей помогали такие опытные педагоги, как заслуженный учитель школ России Темукуев А.М., заслуженная учительница школ КБР Тетуева Р.И., отличники образования Цакоева Ф.А., Хуболова М.Х., Атабиев М.М., Мамаев М.М., почетные работники образования Атабиева З.А., Циканова Р.А., Темукуева Р.А., Кужонова Ф.И. и молодые педагоги, которым она уделяла много внимания.
Неоценима роль Карчаевой Х.Ж. и в культурно-эстетическом воспитании детей. Были созданы учительская и детская группы фольклорно-этнографического танцевального ансамбля «Алан той», которые не раз удивляли великолепными выступлениями многочисленных зрителей в амфитеатрах и других сценах Турции, Кабардино-Балкарии. Эти поездки возглавляла Халимат Жекерьяевна.
Цель ее педагогической деятельности - воспитание доброй, отзывчивой, грамотной личности, научить воспитанников заниматься наукой. Она сама кандидат филологических наук. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Структура и семантика простых предложений с облигаторными обстоятельственными распространителями в карачаево-балкарском языке»
Многолетняя педагогическая деятельность Халимат Жекерьеявны отмечена Почетными грамотами Управления образования и администрации Черекского муниципального района, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Она – Отличник народного образования СССР. Ей присвоено высокое звание Заслуженный работник школ Кабардино-Балкарии. Она стала Победителем Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения 2007 года». Конкурс проводился Всероссийским педагогическим собранием при поддержке ВПП «Единая Россия». Она награждена медалью Кязима Мечиева. Ей присвоено звание академика общественной академии науки и бизнеса Кавказа в 2011 году. Этим, я считаю, Халимат Жекерьяевна еще раз подтвердила свое педагогическое мастерство. Она всю свою жизнь посвятила воспитанию и обучению подрастающего поколения и делает это в соответствии с требованиями времени.
Работа Карчаевой Х.Ж. вселяет уверенность и оптимизм в том, что учительство нашего села будет постоянно пополняться педагогическими талантами, которые будут преумножать славные традиции таких заслуженных педагогов, как Халимат Жекерьяевна. А для настоящего учителя нет большей радости, чем видеть успехи своих учеников.
Я верю, что она и впредь будет трудиться с самоотдачей и с сознанием всей ответственности.
Желаю ей крепкого здоровья, мира, счастья, благополучия и достижения новых профессиональных высот!