Интервью с ветераном педагогического труда, Заслуженным учителем России, учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ №1 с.п. Верхняя Балкария Темукуевым Адилем Мукаевичем.
Интервью подготовили ученицы МКОУ СОШ №1 с.п. Верхняя Балкария:
Ульбашева Залина, Ульбашева Амина, Муртазова Карина, Хуболова Динара.
Адиль Мукаевич, расскажите немного о своей жизни.
Родился я во вьюжном, буранном, стылом и по-военному и послевоенному голодном Казахстане в 1946 году. Сейчас, возможно, никто не поверит в это, да и стыдно говорить об этом, но у моих многодетных – семеро сыновей! - родителей не было возможности обеспечить валенками каждого. (Впрочем, почему стыдно нам!? Пусть стыдно будет государству, обрекшему свой ни в чём не повинный народ на такую судьбу!). Поэтому у нас были одни валенки на двоих – учились в разные смены.
Но недаром говорят, что нет худа без добра: в трудностях и лишениях человек быстро взрослеет и закаляется, приучается не гнушаться никакой работы. Такими мы и стали.
В 1965 году поступил на историко-филологический факультет Кабардино-Балкарского государственного университета. С 15 сентября того же года стал работать корректором в балкарской газете, совмещая работу с успешной учёбой в университете. Работа в газете начиналась с 15 часов, а занятия к этому времени уже заканчивались.
По окончании университета, в 1970 году, у меня были разные возможности: остаться в редакции, поступить в аспирантуру, вернуться в свою родную школу и обучать детишек великому и могучему русскому языку. Я выбрал последнее и ни разу – до последних лет – не пожалел о своём выборе. 46 лет проработал учителем русского языка и литературы. Смею думать, что как учитель я состоялся, а свою учительскую судьбу считаю вполне удачной. Все эти годы упорно учился, обогащал свои знания, что обязан делать любой педагог.
- Как Вы выстраивали отношения с учащимися?
Я выстраивал отношения с учащимися на основе взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу. Моя педагогика сотрудничества и сотворчества предполагает следующие незыблемые принципы:
1. Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом и делаю для этого всё, что в моих силах.
2. Я хочу, чтобы меня уважали, поэтому стараюсь относиться к детям так, как бы хотел, чтобы относились ко мне.
3. Я не всезнайка, поэтому и не пытаюсь им казаться.
4. Я плохо разбираюсь в лабиринтах детской души, поэтому позволяю им учить себя.
5. Я – человек и склонен ошибаться, поэтому я всегда терпелив к ошибкам детей.
6. Всему, что я знаю, я научился на собственном опыте, поэтому позволяю приобрести детям собственный жизненный опыт.
7. Мне нужно, чтобы дети меня поняли и приняли, поэтому я всегда стараюсь понимать и принимать детей.
8. Мне нравится, когда меня принимают таким, какой я есть на самом деле, поэтому я сопереживаю ребёнку и ценю его.
9. Я черпаю надежду и волю внутри себя, поэтому признаю и подтверждаю чувство самостоятельности у детей.
10. Я стараюсь привить детям справедливость, терпеливость, упорство, учу их ненавидеть ложь и любить правду.
11. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы не встретились им в жизни, поэтому я учу их достойно вести себя в любых ситуациях.
12. Я сам чувствую страх, когда оказываюсь беззащитен, поэтому стараюсь прикасаться к внутреннему миру ребёнка с добротой, нежностью и лаской.
- А что Вы предпринимали для того, чтобы все это у Вас получалось?
Чтобы это у меня получилось, я не забывал:
а) входить в класс с улыбкой;
б) при встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение, поддержать, если ему плохо;
в) быть всегда выдержанным, терпеливым, уравновешенным, внимательным;
г) вовремя поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации;
д) вселять в ребёнка веру в себя, если на его пути встречаются трудности, так как они развивают способности;
е) радоваться даже маленьким успехам своих учеников;
ё) извиниться, если я неправ;
ж) что среди детей не должно быть любимчиков, в каждом можно и нужно найти предначертанное только ему.
- Говорят, что воспитывать – самое неблагодарное дело. Каково Ваше отношение к воспитанию?
Я никогда не старался и не собирлся воспитывать:
а) слишком самонадеянных – их будут избегать;
б) слишком скромных – их не будут уважать;
в) слишком болтливых – их не будут воспринимать всерьёз;
г) слишком тихих – их мнением не будут дорожить;
д) слишком добрых – их растопчут;
е) слишком суровых и злых – их будут ненавидеть.
- Чему, по-вашему, надо учить детей, кроме как разным наукам?
Думаю, что учить их быть нетерпимыми ко лжи и насилию, быть справедливыми, упорными, правдивыми; учить их жить полной жизнью, радоваться и огорчаться вместе с другими людьми, увлекаться и удивляться, шутить и смеяться; нести детям добрую энергию.
- Что для Вас было важно при общении с родителями учащихся?
В общении с родителями учащихся я всегда помнил, что
а) дети – самое дорогое в жизни родителей;
б) каждая встреча со мной должна стать для родителей полезной, результативной и приятной;
в) каждое родительское собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения;
г) только в сотрудничестве с родителями можно добиться хороших результатов.
- В своей работе Вы добились очень хороших результатов. Это видно из того, что Ваши ученики поступали в престижные ВУЗы, а потом получают хорошие рабочие места. Скажите, пожалуйста, а государство как-то отмечает Вашу работу?
1. В 1999 году награжден знаком «Отличник народного просвещения РФ».
2. В 2006 году стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
3. В том же 2006 году стал победителем республиканского конкурса «Учитель года КБР – 2006». Участвовал в конкурсе «Учитель года России – 2006» и получил диплом финалиста.
4. В 2010 году указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 20 апреля присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
5. С 1993 года и по сей день имею высшую квалификационную категорию.
6. В 2006 году принят членом Союза журналистов РФ.
7. В 2009 году в республиканском книжном издательстве выпустил книгу новелл, в настоящее время готовится к изданию и вторая книга.